25 апреля 2016

С мира по капле: Бути, пике, трапунто

Добрый день, дорогие рукодельницы!

Сегодня время для нашей рубрики "С мира по капле", в которой мы знакомим вас с новыми или старыми, но интересными и необычными техниками и материалами, людьми и работами!
Сегодня у нас редкие и потрясающе красивые техники рукоделия, творчества, искусства!
Помните (ну, старшее поколение помнит точно) раньше в каждом доме, мне кажется, были такие интересные белые фактурные покрывала. Мои мама и бабушка называли их пикейные. Я не понимала, почему (кстати, к ним шло какое-то необычное таинственное прилагательное - кипельно-белые. Ну, про второе я выяснила еще в детстве, а вот про первое... честно, только сейчас:))) Эх... ностальгия... А покрывало-то были вышиты "пике"!:)

Сегодня наш рассказ о техниках бути, трапунто и пике. Все это рукодельные объемные вышивки (набивные квилты), названия сами говорят о стране происхождения.


Вышивальщиц давно манит и привлекает старинный и великолепный вид вышивки, который носит название бути (бутис). Почти всегда такую вышивку выполняют совместно с другой, называемой трапунто. От комбинации двух техник, бути и трапунто, рождаются великолепные полотна с выпуклыми узорами, которые заполняются мягким наполнителем. Узор получается нежный и величественный, отлично подходящий для покрывал, наволочек, ковров и одежды.
Эти техники датируется началом ХVII века. Появилась она в Италии, а к XVIII веку распространилась до Соединенных Штатов Америки, где продолжает быть известной и популярной до наших дней. Техника бути применялась не только в Италии и Америке, но и на юге Франции.
Распространение ее в разных странах объясняется тем, что даже простейшие узоры и мотивы вышивки бути выглядят царственно и изысканно. Вышивать техникой бути непросто, это очень кропотливый труд, который требует выдержки и упорства. Эта техника представляет собой шов вперед иголку, выполняемый по белой ткани, сложенной в два слоя. Нить для этой вышивки берут исключительно белого цвета. Узор бути нужно вышивать, как систему замкнутых линий.

Итальянское трапунто .
Первой появилась техника трапунто. Ее родиной считается остров Сицилия. До наших дней дожил знаменитый квилт "Тристан и Изольда", датируемый XIII веком. 
Изделия трапунто состоят из трех слоев: белая лицевая ткань+подкладка+белая изнанка, при выборе ткани предпочтение отдавали хлопку или тонкому льну.
Изнанка сильно отличается от лицевой стороны, потому что на ней производят надрезы для набивки вышитых элементов. После набивки надрезы закрывают маленькими стежками. Затем его соединяют с ватином и подкладкой. Далее простегивают все слои вместе. Такое увеличение количества слоев приводит соответственно к увеличению объема изделия, выполненного в технике трапунто.  
Мотивы рисунка растительные, очень тонкие, легкие, иногда вышивались геральдические символы и монограммы. Свободное пространство квилта простегивалось прямыми узкими линиями. В технике трапунто выполнялись не только пледы и одеяла, но и предметы гардероба.
    

Провансальское бути.
Техника бути родилась во Франции, а вернее сказать, переехала туда и получила свои особенности. Провансальское бути состоит из двух слоев белой хлопчатобумажной ткани без уплотнителя, простеганных вручную крошечными стежками определенным рисунком, мотивы рисунка в отличии от трапунто уже более крупные. Затем на изнаночном слое ткани внутри мотива делается аккуратный маленький разрез и через него между слоев набивается наполнитель.
    

Если вышивка бути выполняется на не очень плотной ткани, такой как атлас, то можно вполне обойтись без разреза. В этом случае вышивка бути требует такой операции: раздвигают нитки ткани длинной тупой иголкой и вводят нити набивки (шерстяную или хлопковую нить). Самое главное, что набивка должна полностью совпадать по цвету с самой тканью.
Детали, выполненные в этой технике обычно одинаково красиво смотрятся и с лица, и с изнанки, получаясь двусторонними. Вышивка в технике бути выглядит поразительно красивой. Если такое изделие посмотреть на просвет, то явно видна набивная часть.Как видите, техника бути состоит не только в том, чтобы вышивать, но включает и другие приемы.

Техника Марсельское пике
Марсельское пике по технологии очень похоже на трапунто, то есть имеет три слоя, но имеет свои особенности. В нем допускается применение однотонной цветной ткани и ткани с мелким цветочным рисунком.
      
Единственный недостаток изделия, выполненного в этой технике, состоит в его тяжести, так как выполняется в три слоя ткани. Первый слой хлопчатобумажный, второй из синтепона, нижний слой изготавливали из подкладочной ткани. Простегиваются такие работы более длинными стежками, чем в технике бути. Имеются различия также и в мотивах двух разновидностей. 
Мотивы Марсельского пике в основном геометрические. Обычно мастерицы из Франции работают в технике Марсельского пике, используя индийские печатные ситцы. Но это может быть и простая белая ткань. В этой технике изготавливают как одежду, так покрывала и мебельные чехлы.
     
На изготовление изделий в подобных техниках вручную требовалось много труда и времени, поэтому владеть такой красотой могли себе позволить лишь очень богатые люди. Белоснежные одеяла дарили на свадьбы и крестины, стеганные корсеты одевали невесты, а на рождение ребенка дарили первые одежки. 
     
В наше время ручная техника имеет свое продолжение, но в совершенстве владеют ей немногие, от чего цена на данные изделия только растет. Настоящие мастера могут с успехом сочетать все эти техники, получая великолепные произведения искусства, где неповторима каждая мелочь. Особенно высоко ценятся работы, выполненные исключительно вручную.
     
Но машинная техника исполнения вышивки бути, пике и трапунто также приобретает всё большую популярность, так как ускоряет и оптимизирует процесс вышивания. Естественно технология изготовления немного отличается, но красота остается неизменной. Однако стоимость истинных изделий сделанных на машинке тоже довольна велика, и современные мастера придумали техники, имитирующие трапуно и пике, что значительно уменьшило трудозатраты, а соответственно, увеличило круг обладателей подобной красоты.
Вышивка методом бути, пике и трапунто позволяет создавать как небольшие предметы, так и вполне объемные вещи. В любом случае она выглядит необычно и сказочно.
Источники:http://vnitkah.ru/nitki/buti.php, http://worlddianki.blogspot.ru/2011/02/boutis.html, 
http://ju-li-do.livejournal.com/4931.html, http://vishivashka.ru/tehnika/buti.php.
Тут есть МК: http://valka-karalka.livejournal.com/20321.html.
Фото работ: Натальи Шлыковой (Журавлик), Юлии Доценко, Марины Онохиной.

Вот такая красота! Очень кропотливое занятие! Может быть, кто-то из вас владеет этой техникой - пишите! Мы добавим и ваши работы!

И это всё на сегодня! Рада, если вам было интересно!
Участвуйте в жизни блога и творите с радугой в душе!

6 комментариев:

  1. Ого, вот это красота! Татьяна, благодарю Вас за рассказ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень красиво! Спасибо, Наташа, за внимание!

      Удалить
  2. Огромное спасибо за такую интересную информацию! Прочитала на одном дыхании. Какая красота, но сколько труда требует!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно! Труда и тщательного труда очень много!
      Спасибо, Елена, что заглянула!

      Удалить

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)