Сегодня представляю вам второе сообщение о народных промыслах в рубрике "С мира по капле". Когда готовишь к публикации какой-нибудь материал, волей-неволей приходится погружаться в него с головой... ну, если даже не с головой, то просто погружаться. Когда готовила материал по публикации в "Вокруг света" о росписи Хохлома, Городдец, Гжель и Жестово, подумала, что это лишь малая часть тех "росписных" народных промыслов, которые являются памятниками духовной культуры России. И я решила сделать коротенькие обзоры русской лаковой миниатюры, росписи шкатулок и росписи по дереву в России - Палех, Федоскино, Хо́луй, Мстёра. Сегодня лаковая миниатюра Палех.
Русская лаковая живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов.
Лаковая миниатюра - Палех
Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. В настоящее время это рабочий посёлок, районный центр Ивановской области. Название промысла происходит от названия села Палех.
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Кроме иконописи, палешане участвовали в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. Даже в Московском Кремле: в Грановитой палате работали мастера из Палеха - братья Белоусовы.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала и многие уехали из родных мест в поисках лучшей доли.
Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках. Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Лаковая миниатюра исполняется яичными темперными краскам. Из папье-маше прессуют заготовки для работ, у которых после шлифовки на внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю – масляного лака с киноварью (лак красного цвета).
Для того, чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи.
Обрамляют росписи золотым узором. После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски "звучать" более насыщенно и мягко.
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Источники:https://schci.ru/palehskaya_rospis.html,https://sites.google.com/site/moarossia10/, https://ru.wikipedia.org .
Как я уже писала, мы еще будем возвращаться к русским народным промыслам. А их очень много, они в России очень разнообразны! Пока изучаем лаковую миниатюру.
Татьяна, Вы совершенно правы, Российские росписи так многогранны и интересны! Я занималась росписями несколько лет и каждый раз открывала для себя их многообразный мир. Но лаковые росписи Палеха занимают одну из вершин - тонкая работа!
ОтветитьУдалитьДа, Наташа, ты абсолютно права! Потрясающее искусство!
Удалить:)
Удалить