27 сентября 2018

С мира по капле: Русский сувенир покорил весь мир (ч.3)

Доброго дня, дорогие мои рукодельницы!

Сегодня представляю вам очередное сообщение о народных промыслах в рубрике "С мира по капле". Мы уже делали коротенькие обзоры русской лаковой миниатюры, росписи шкатулок и росписи по дереву в России. И думаю, можно будет расширить темы таких обзоров.
Первое сообщение было о самые знаменитых русские народных промыслах художественной росписи, которые известны во всем мире: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово.
Теперь в течение нескольких месяцев разговор у нас с вами о русской лаковой миниатюре - Палех, Федоскино, Хо́луй, Мстера. Сегодня  Федоскинская миниатюра.

Уже было сказано, что изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное и сувенирное (вопреки названию серии наших сообщений) назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце  XVIII в. в подмосковном селе Федоскино. Здесь можно упомянуть шкатулки, копилки, портсигары, табакерки, пудреницы, коробки различного назначения и многие-многие другие предметы.
60
Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П.И.Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше (жеваная бумага - прессованный картон, пропитанный растительным маслом и просушенный при температуре до 100°C) и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком.
Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, тройки, чаепития,  гуляния или крестьянские пляски и другие сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.
20
Мастера или сами придумывали сюжеты, или копировали их у известных художников. Так прототипом для лукутинских (с 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В.Лукутин, который  перевел производство в село Федоскино), троек послужил рисунок художника А.О.Орловского. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.
Панно Федоскино "Тройка" p-199
Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: письмо по-плотному и письмо по-сквозному. 
Письмо по-плотному: поверхность зачищают пемзовым порошком, выдавливают из тюбика свинцовые белила, разравнивают, просушивают и переводят с кальки контуры рисунка. Краски размешиваются льняным маслом, кисти используют тонкие беличьи. 
1. Первый слой — подмалевок: плотными красками изображают общие формы всех фигур. Сушка в естественных условиях 2-3 дня, в сушильном шкафу 3-4 часа, после сушки изделие покрывают светлым лаком. 
Лаковые миниатюры из села Федоскино
2. Высохший лак прочищают порошком пемзы, протирают льняным маслом и наносят перемалевок: прописывают детали, уточняют формы более тонким слоем красок. 
3. Затем выполняют лессировку — дальнейшее уточнение и проработку изображений прозрачными красками, тонким более ярким слоем. 
4. Бликовка — это последние мазки светлой краской, передающие блики на предметах. 

 
Письмо по-сквозному отличается тем, что грунт под живопись наносят не белый, а металлический (алюминиевый или бронзовый порошок, золото, тонкие листочки потали) или перламутр. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше и скрепляются с основой казеиновым клеем, порошок, листовое сусальное золото или поталь наклеиваются на недосушенную лаковую пленку.
 
Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект. Федоскинская миниатюра всегда дополняется золотым орнаментом, который пишется лаком с подмешанными в него белилами, на него накладывается сусальное золото. Его излишки убираются ватным тампоном. 

 
В Федоскине были также разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева. 

От художников-миниатюристов изделие попадает в руки лакировщиков и полировщиков. Вещи покрывают тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуют зернистой пемзой и полируют сначала трепелом (порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.
 
Народные мастера Федоскина сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры, до сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты: хороводы, чаепития, летние и зимние тройки. Русские сказки, исторические события, пейзажи подмосковья также используются в росписи. Благодаря творчеству русских мастеров, "лукутинские лаки" приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии.  
Лаковые миниатюры из села Федоскино

Источники:https://sites.google.com/site/moarossia10/, https://ok.ru/pattern.sewing/topic/68007743660044, http://www.thimble.ru/prom1.html, http://slavyanskaya-kultura.ru/iskusstvo/paintings/fedoskinskaja-miniatyura-kupola-rossii.html


Мы еще будем возвращаться к русским народным промыслам. А их очень много, они в России очень разнообразны! Пока изучаем лаковую миниатюру.

2 комментария:

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)