27 октября 2018

С мира по капле: Русский сувенир покорил весь мир (ч.4)

Доброго дня, дорогие мои рукодельницы!

Сегодня представляю вам очередное сообщение о народных промыслах в рубрике "С мира по капле". Мы уже делали коротенькие обзоры русской лаковой миниатюры, росписи шкатулок и росписи по дереву в России. И думаю, можно будет расширить темы таких обзоров.
Первое сообщение было о самые знаменитых русские народных промыслах художественной росписи, которые известны во всем мире: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово.
Теперь в течение нескольких месяцев разговор у нас с вами о русской лаковой миниатюре - Палех, Федоскино, Хо́луй, Мстёра. Сегодня  Мстёра.

Уже было сказано, что изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное и сувенирное (вопреки названию серии наших сообщений) назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов.

Лаковая миниатюра Мстёра

Мстёрская миниатюра, вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся к началу 1930-х гг. в поселке Мстёра на основе местного иконописного промысла. Поселок Мстёра, бывшая дореволюционная Богоявленская слобода, живой уголок Владимирской земли, уникален богатством развитых здесь издавна художественных промыслов: иконописного, вышивального, чеканного, лубочного. 
Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат". Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне.
Технология производства лаковых изделий из папье-маше была заимствована мстерцами у мастеров Федоскина. В общих чертах она такова: полосы картона промазывают клейстером, наматывают на деревянный или металлический каркас, прессуют, сушат. Это - основа будущих изделий. Прессуют пластинки для донышек и крышек. Заготовки пропитывают льняным маслом и после закалки в сушильных шкафах тщательно обрабатывают, грунтуют и лакируют. 
Получаются изящные коробочки, шкатулки, ларчики, папиросницы, игольницы, пудреницы, покрытые черным лаком снаружи и алой киноварью внутри. Крышки этих изделий украшают яркой миниатюрной росписью и золотым орнаментом.
Мстерские художники пишут темперными эмульсионными красками, позволяющими добиваться ювелирной тонкости изображения и почти эмалевого звучания цвета после лаковой обработки.
Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью "припороха" переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится "роскрышь" - нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная "роспись". За ними следуют "плави" - приведение цвета к единству. Заканчивает письмо "бликовкой" белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется. 
Мcтерские миниатюры прежде всего привлекают своей особой живописностью: словно бы многоцветные панно положены на черную гладь коробочек, вглядишьсяи развернется целый мир полусказки, полуяви... В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники. Цветовая гамма Мстерской школы - голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная.
Сказочные всадники преследуют оленей по неведомой земле среди кремнистых скал и невиданных деревьев; русские воины бьются с татарскими полчищами у стен древних городов; красные плотогоны мчатся по зеленому потоку.
 Источники: https://ru.wikipedia.org/ ,  http://oldchest.ru/painting/mstera-lakovye-miniatury/, http://russia.rin.ru/guides/6825.html

В следующий раз продолжим говорить о лаковой миниатюре. Я вот пока, видимо, не смогу различить, например, шкатулки:  Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)