Сегодня представляю вам очередное сообщение о народных промыслах в рубрике "С мира по капле". Мы уже делали обзоры русской лаковой миниатюры, росписи шкатулок и росписи по дереву. И думаю, можно будет расширить темы таких обзоров.
Первое сообщение было о самых знаменитых русских народных промыслах художественной росписи, которые известны во всем мире: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово.
Теперь в течение нескольких месяцев разговор у нас с вами о русской лаковой миниатюре - Федоскино, Палех, Мстёра, Хо́луй. Сегодня Хо́луй.
Уже было сказано, что изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное и сувенирное (вопреки названию серии наших сообщений) назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов.
Лаковая миниатюра Хо́луй
Хо́луй — это село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе. В документах за 1613 г. слобода Хо́луй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название "Хо́луй" произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые "холуи", "холуйники".
Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами-иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен с XVI в. И в таком случае Хо́луй был самым древним из них.
Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.
В настоящее время хо́луйская миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.
Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области. Сначала это был филиал мстёрской артели "Пролетарское искусство", а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.
Технология холуйской росписи была заимствована у федоскинских мастеров. В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.
Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.
Холуйская миниатюрная роспись выполняется темперой. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – это водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.
Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.
Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак на специальных матерчатых кругах полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.
Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.
Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше - Федоскино, Палех, Мстёра, Хо́луй. Федоскинская школа - самая первая. Вдохновившись работами замечательных федоскинских мастеров, создали свои школы лаковой миниатюры Палех, Мстёра, Хо́луй, разработав свои технологии и опираясь на свои традиции иконописи. Только вот в федоскинской росписи используют масляные краски, а в остальных - яичная темпера.
P.S. Интересно, что холуян в округе довольно зло называли "фараонами". Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, "фараонов" не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной "малёвкой" зашибают. Но это все зависть! :-))
Источники: http://rusprom.biz/holuyskaya-lakovaya-miniatyura/38-process-izgotovleniya-holuyskoy-miniatyury, https://id77.livejournal.com/2097791.html, https://vk.com/album-50101165_206893179
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)