27 ноября 2018

С мира по капле: Русский сувенир покорил весь мир (ч.5)

Доброго дня, дорогие мои рукодельницы!

Сегодня представляю вам очередное сообщение о народных промыслах в рубрике "С мира по капле". Мы уже делали обзоры русской лаковой миниатюры, росписи шкатулок и росписи по дереву. И думаю, можно будет расширить темы таких обзоров.
Первое сообщение было о самых знаменитых русских народных промыслах художественной росписи, которые известны во всем мире: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово.
Теперь в течение нескольких месяцев разговор у нас с вами о русской лаковой миниатюре - Федоскино, Палех, МстёраХо́луй. Сегодня  Хо́луй.

Уже было сказано, что изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное и сувенирное (вопреки названию серии наших сообщений) назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов.

Лаковая миниатюра Хо́луй

Хо́луй — это село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе. В документах за 1613 г. слобода Хо́луй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название "Хо́луй" произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые "холуи", "холуйники".
 
Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами-иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен с XVI в. И в таком случае Хо́луй был самым древним из них.
Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.
В настоящее время хо́луйская миниатюра – вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.
 
Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области. Сначала это был филиал мстёрской артели "Пролетарское искусство", а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.
 
Технология холуйской росписи была заимствована у федоскинских мастеров. В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.
Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.
Холуйская миниатюрная роспись выполняется темперой. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – это водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
 
Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.
Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом. 
Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак на специальных матерчатых кругах полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.
 
В росписи Холуя используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне декоративного пейзажа. Используют также и современные мотивы, натюрморт и пейзаж. Главное отличие холуйской живописи: в колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих синевато-зеленых и коричнево-оранжевых тонов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов. 
Холуйские миниатюры более реалистичны и более декоративны по сравнению с изделиями других промыслов. В них много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры в настоящее время дополнила ассортимент выпускаемой продукции (шкатулки) предметами быта, подсвечниками, визитницами и др.
Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.
Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.
Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше - Федоскино, Палех, МстёраХо́луй. Федоскинская школа - самая первая. Вдохновившись работами замечательных федоскинских мастеров, создали свои школы лаковой миниатюры Палех, Мстёра, Хо́луй, разработав свои технологии и опираясь на  свои традиции иконописи. Только вот в федоскинской росписи используют масляные краски, а в остальных - яичная темпера.
P.S. Интересно, что холуян в округе довольно зло называли "фараонами". Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, "фараонов" не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной "малёвкой" зашибают. Но это все зависть! :-))
Источники: http://rusprom.biz/holuyskaya-lakovaya-miniatyura/38-process-izgotovleniya-holuyskoy-miniatyury, https://id77.livejournal.com/2097791.html, https://vk.com/album-50101165_206893179

Мы с вами поговорили обо всех четырех школах лаковой миниатюры России.
Народные промыслы народов мира неисчерпаемая тема! 
Мы обязательно продолжим ее!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)