Сегодня продолжаю публикации о народных промыслах в рубрике "С мира по капле". В прошлом году мы с вами поподробнее узнали про лаковую миниатюру, гжельскую, хохломскую, городецкую, жостовскую роспись и пр.
Сегодня мы начинаем серию материалов под общим названием "Добрым людям на загляденье", в которых будем рассматривать промыслы народов разных стран. Может быть, и вы подскажите, какие промыслы вы знаете, какие есть в вашем городе, селе, деревне.
А сегодня поговорим о менее известных, но от этого не менее ценных и красивых видах росписи по дереву, которая является одним из старейших видов творчества, имеющее многовековою историю.
Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в мебельном производстве, производстве посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Будем говорить о разных видах росписи буквально в два касания. Но вы всегда сможете больше узнать о понравившемся вам виде её из разных источников, может быть, какие-то виды ее живут как раз в вашей родной местности. Расскажите об этом!
Вятская роспись.
Истоки Вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний, кроме отдельных разрозненных фрагментов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Вятская роспись была призвана оберегать дом, хозяев и детей, все домашнее хозяйство. Со временем многие значения традиционных элементов забылись, а современная роспись выполняет больше декоративную функцию.
Прикамская роспись
Эта роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Гуслицкая роспись
История этой роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области). Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название гуслицкой. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. "Гуслицкая" манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.
Вологодская роспись, шекснинская золоченка
Шекснинская золоченка является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись "золоченкой". Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, - вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.
Петербургская роспись
Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.
Владимирская роспись
К сожалению, до наших дней не сохранилось произведений древнерусского искусства росписи по дереву. Какой она была на древней Владимирской земле, как украшалась деревянная посуда, молодые мастера могут узнать, изучая украшения старинных деревянных кружев домовой резьбы, орнаменты белокаменных Владимирских соборов. В 1971 году для была образована фабрика художественных изделий. Отличительной особенностью мастеров в украшениях деревянной посуды владимирской росписью можно назвать несколько тонкостей в технике росписи: оставляя при росписи изделий фрагменты некрашеного дерева, используя уникальную, присущую только им технику тампонирования, позволяющую на фоне уже наложенного рисунка раскрыть объем и полноцветную глубину красок. Основные цвета росписи: бежевый, красный, зеленый, черный. Расширился поиск элементов ягодного орнамента на основе натуры: рябина, малина, барбарис, владимирская вишня, яблоко, груша, крыжовник и т.д.
Карельская роспись
Карельская роспись широко распространилась во многих районах Карелии. Искусство росписи сохраняет глубокую связь с традиционным народным декоративным творчеством прошлых столетий. Это родство проявляется прежде всего в сохранении основного творческого метода народного декоративного искусства - свободного повторения орнамента в процессе работы, что способствует созданию произведений эмоционально-выразительных. Современные мастера, выполняя роспись по дереву, используют темперные краски, а для закрепления - покрывают изделия лаком. Все произведения искусства создаются по законам композиции. Несоблюдение или незнание этих законов может привести к нарушению гармонии в произведении.
Волховская роспись
Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов в конце ХIХ века. Расписывались в основном прялки. Позже стали расписывать не только прялки, но и разделочные доски и любые изделия из дерева В самой росписи сильно чувствуется влияние карельской росписи. Отличительной особенностью Волховской росписи стал удивительно красивый, с тонкими переходами от одного цвета к другому переходный (двойной) мазок, сущность которого заключается в нанесении цветового пятна не одним, а одновременно двумя цветами сразу. Выполняется мазок особым способом - на кисть набирается сразу два-три цвета. При мазке один цвет переходит плавно в другой, что воссоздает игру света при росписи цветов, фруктов, растениях.
Кемеровская роспись
Кемеровская роспись – одна из ветвей урало-сибирской росписи. Эта роспись создана на основе смешения двух техник – жостовской и нижнетагильской. Особенность ее – двухцветный мазок. В отличие от нижнетагильской, которая раньше была более декоративной, кемеровская роспись стала более реалистичной, в композицию включают хвою, шишки, таежные травы. Кемеровская роспись выполнялась на фабрике "Весна", которая, к сожалению, в 2001 году закрылась. Однако мастера остались, и несколько из них до сих пор продолжают самостоятельно двигать и распространять эту замечательную технику.
Полхов-майданская роспись
Полхов-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.
Семеновская роспись
Семёновская роспись - стиль, традиционный для матрешек из г.Семенова Нижегородской области. Для семеновской матрешки характерны довольно большая площадь не закрашенного дерева, использование анилиновых красок, крупноцветковая роспись фартука. Именно пышный букет цветов, порою фантастических, на фартуке - та деталь, которая делает семеновскую матрёшку узнаваемой. В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа.
Курская роспись
Курские росписи, несмотря на многообразие курских ремёсел (кружева, вышивка, ковры, кожлянская игрушка, обработка металлов и дерева), возникло не так уж давно, в начале 1970-х годов. Факт создания комбината отразил общую тенденцию развития народных промыслов того времени. В 70-е годы после принятия ряда постановлений "О народных художественных промыслах" началась волна миграции некоторых традиционных народных ремесел из мест их исконного бытования в другие области России. Это произошло и со знаменитой хохломской росписью. Из Нижегородской области в Курск были приглашены мастера хохломской росписи и токари для обучения работников Курского лесхоза. Из народного костюма Курской губернии передались яркие цвета, сочетание чёрного с красными, жёлтыми, синими, зелёными сочными оттенками и золотой каймой. Из образов кожлянской игрушки пришли идеи ваз, сахарниц и так далее в виде петушков, фазанов, уточек.
Липецкая роспись
Промысел зародился в окрестностях Липецка ещё в XVIII веке, в этих местах в изобилии произрастала липа, из которой и изготавливались предметы быта - миски, чаши, ковши, ложки и др. утварь. В 1974 году в городе была основана фабрика "Липецкие узоры", она успешно работает до сих пор. Для росписи изначально пользовались естественными красителями, как и везде на Руси, в ХХ веке стали применять анилиновые краски. Наиболее популярными цветами были и остались - красный, черный, синий и зеленый. Основные узоры - волнистые и прямые линии, кружочки, розетки, точки, в липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыбок и стилизованных животных. Богатая и живописная южнорусская природа определила "парчёвый" характер орнамента, а спелый пшеничный колосок стал символом благополучия в липецких мотивах.
Источники: http://iamruss.ru/russian-folk-painting-and-crafts/, https://fishki.net/1923921-stili-russkoj-rospisi.html, https://schci.ru/palehskaya_rospis.html, http://mydocx.ru/8-2804.html, http://www.cultnord.ru/centry_severnoj_narodnoj_rospisi.html, http://www.cultnord.ru/centry_severnoj_narodnoj_rospisi.html, http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis, http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-09.htm,
https://smittik.livejournal.com/79903.html, https://www.liveinternet.ru/, https://henddecor.ru/2011/07/05/tagil-skaya-rospis/, http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis.
Вы представляете, сколько всего красивого! И это только часть всех видов росписи по дереву! Как талантлив народ! Как стремится он к красоте! Это настоящее чудо!
Какая красота! Про Петербургскую роспись слышу впервые! Не видела ни разу. Спасибо за красивую и познавательную экскурсию!
ОтветитьУдалитьДля меня здесь много нового. Петербургская - кресотища!
Удалитьспасибо за обзор и напоминание как красива может быть посуда!
ОтветитьУдалитьСвета, это еще не весь обзор!))
УдалитьСпасибо!
Вика, спасибо! Напомнили про нашу роспись! Красота! Шкатулочка понравилась в вятской росписи
ОтветитьУдалитьТанюша, спасибо за внимание!
УдалитьТанюша, прости, тезка! Этот Ник опять меня сбил...
УдалитьНе страшно, Танюш!))) Всяко бывает!
Удалить