25 сентября 2016

С мира по капле: Знаменитые стаканы Вершинина

Добрый день, дорогие рукодельницы

Сегодня время для нашей рубрики "С мира по капле", в которой мы знакомим вас с новыми или старыми, но интересными и необычными техниками и материалами, людьми и работами!
Сегодня мы с вами отправимся в российскую глубинку в давние-давние времена.:)
Нет предела мастерству русских Левшей! Столько интересного можно найти для себя при желании и интересе к этой теме. Вот одна из историй настоящего русского мастера.

И запел хрусталь в сосновом бору…

Более 200 лет назад в селе Никольск Пензенской области жил мастер Александр Петрович Вершинин (1765-1828), и изготовил он однажды, в 1802 году, свой знаменитый двухслойный стакан.

Много талантливых людей породила Никольская земля. Но в памяти никольчан идеалом, "вершинным" мастеровым был и остается Александр Вершинин. Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов.
Крепостная семья Вершининых работала на заводе более столетия, и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX века. Александр Вершинин в начале XIX века был лучшим мастером на заводе, в 1807 году император Александр I за хорошую работу пожаловал ему золотые часы. Тогда же друг владельца завода, Николая Алексеевича Бахметева, Ф.П. Лубяновский писал ему о Вершинине из Петербурга: "...мастер ваш — человек препочтенный. Любопытство его не знает никаких границ; все рассматривает, все хочет списывать и непраздно провел время в столице".
В 1795 году Александр Петрович Вершинин исполнил:
- сервиз для великого князя Александра Павловича (Александра I) и его жены;
- стаканы с миниатюрами, изображающими помещичью усадьбу А.И. Бахметева (хранился в музее завода "Красный гигант"),  сельский пейзаж (Исторический музей, музей "Кусково"),
- гирлянду из роз (Русский музей);
- сервиз из 70 кувертов (полный набор столовых приборов для одного человека на накрытом столе) для царского двора, украшенных алмазной гранью (частично во дворце-музее в Павловске);
- бокалы, посвященные Отечественной войне 1812 года (Эрмитаж),
- а также, вероятно, рюмки с великокняжескими гербами (Исторический музей).
Это далеко не полный перечень блистательных произведений русского искусства, рожденных талантом нашего замечательного земляка.
Стакан Вершинина с видами усадьбы Бахметевых и надписью внутри "Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г." в 1996 году был украден из Музея хрусталя и стекла в городе Никольске. Местонахождение неизвестно.
Сегодня разговор о стаканах с двойными стенками.
Дело в том, что мастер-стеклодув сумел между стенками стакана запечатлеть усадьбу Бахметьева с парком и прудом, по парку гуляют гости — кавалеры и дамы, а вдали — фигуры играющих детей. На ветках деревьев сидят птицы, а на пруду плавают гуси, утки. Напротив господского дома виднеются крестьянские избушки. Но самым удивительным было то, что вся эта композиция сделана из пуха, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги.  
Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.
Александр Вершинин был несомненно талантливым и разносторонним мастером. С большой долей вероятности его руке приписывается стакан синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром в мягкой, живописной манере, с надписью "Вид на полдень охотника , стреляющего птиц" и датой 1797, хранящийся в коллекции Алексея Викуловича Морозова, одного из представителей династии промышленников Морозовых.
 
Сейчас в музейных собраниях известно восемь подобных уникальнейших стаканов, приписываемых Вершинину, сюжет декора ни на одном из них не повторяется.
В Кусково есть еще два стакана, выполненные в той же технике, поступившие из разных источников, однако художественное качество их заметно ниже. Вероятно, они были выполнены учениками Вершинина. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они очень дороги.
Александр Вершинин создавал предметы, которые сегодня мечтают заполучить крупнейшие музеи мира. Стаканы Вершинина экспонируются в американских музеях: два в Корнингском музее стекла, штат Нью-Йорк; еще один - в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Самый любопытный стакан - с картинкой полета на воздушном шаре. (Первый публичный запуск воздушного шара в России состоялся в Петербурге в ноябре 1783 года.) На фото: Двухслойные стаканы в американских музеях. 
Сегодня никто не знает, сколько стаканов Вершинина "спрятано" в личных коллекциях. Об их существовании становится известно, когда они появляются на крупнейших мировых аукционах Сотби или Кристи. Большая удача, если стакан на аукционе покупает какой-то музей. К сожалению, нередко он переходит к владельцу, не желающему оглашать свое имя. Последняя известная нашим специалистам продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе Кристи в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тыс. фунтов стерлингов (около 45 тыс. долларов США) при первоначальной оценке в 10–15 тыс. фунтов. Кто приобрел и где сейчас хранится этот стакан неизвестно. Почти доподлинно известно, что в одной московской семье хранится даже не двухслойный, а трехслойный стакан, выполненный Вершининым. Сведения о нем - строжайшая тайна, что, зная о ценах на раритеты, вполне понятно.
 
На следующем фото представлен  украденный стакан. В настоящий момент он находится в международном розыске. Стакан был похищен из Музея стекла и хрусталя г. Никольска. Так что, если кто-то из вас, дорогие рукодельницы, знает, где и у кого находится этот шедевр, сообщите, пожалуйста, в полицию.
Похоже, и через 200 лет после своей смерти русский мастер способен удивить нас новыми открытиями в художественном творчестве. И в особенности, когда ученым и широкой публике станет доступен его трехслойный стакан.

Источники: http://www.livemaster.ru, http://www.znamyatrud.ru/news-23-1634.html,
http://oin1.livejournal.com/48748.html, http://www.ym-penza.ru/,
http://free-vortex.livejournal.com/189835.html.

P.S. В 2013 году на IV Международном симпозиуме по художественному стеклу в Никольске перед участниками и гостями выступил Вячеслав Ефремов, Зареченский изобретатель, со своей гипотезой о способе изготовления Вершининского стакана.  Может быть, получится!

Дорогие читатели, те. кто докрутил колесико до этого места прочитал весь текст! Знали вы об этих стаканах и этом талантливом мастере из российской глубинке? Нет? Я тоже не знала! Поистине: богата земля российская талантами и не оскудевает ими и по сию пору!

И это всё на сегодня! Рада, если вам было интересно!
Участвуйте в жизни блога и творите с радугой в душе!


13 комментариев:

  1. Таня, спасибо большое за это сообщение. Я тоже не знала, что есть такая красота. А в том, ч то в глубинке жили и творили, да что говорить, и сейчас живут и творят мастера - нисколько не сомневаюсь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно! Народ талантами не скудеет!
      Спасибо, Олюш!

      Удалить
  2. Богата талантами земля русская! Я даже не знала о таком мастере и его произведениях. Спасибо за статью. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересно, первый раз услышала о таком мастере.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я сама случайно узнала об этом мастере и решила поделиться с вами!
      Спасибо!

      Удалить
  4. Спасибо. Не знала про такое, теперь знаю :)

    ОтветитьУдалить
  5. Первый раз слышу. А стаканы потрясающие!!!!!!! Невероятная работа! Это же настоящий Левша!

    ОтветитьУдалить
  6. Таня, это имя и изумительная работа-открытие для меня! Очень интересно-спасибо! Покручу колесико ещё раз, чтобы полюбоваться красотой)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирочка, за такой интерес к материалу! Здорово, что многих зацепило!

      Удалить
  7. Приятно читать про знаменитого земляка, жаль пишут не всегда люди знающие, а " слышавшие"... сколько читаю про стакан "Вершинина" украденный в Никольском музее ни в одной статье не прочитал о стакане от специалистов, а только от краем слышавших, господа побывайте в музее, узнайте какая была усадьба Оболенского, дом его , пруд и завода управление слава богу еще стоит. Пейзаж на стакане не был пейзажем усадьбы, а просто изображено было то , что хотел изобразить Мастер, немного похоже на усадьбу Оболенского - дом на возвышенности лес и пруд. А русские усадьбы помещиков были в большинстве своем другими? это классика усадьбы, дом на возвышенности, сад, пруд, лесопарк или парк. Например в соседнем с г. Никольск - Сосновоборске у фабриканта Петрова - аналогичная по построению усадьба.

    Но главное не это, главное, что нет уникального завода, и никто уже не повторит то что сделал Вершинин, династии мастеров Никольска уйдут в прошлое, а мы только будем придумывать, додумывать и сожалеть, что закончилась эпоха мастеров, настала эпоха продавцов. Если кому то интересно, я тот самый следователь который выезжал на происшествие - кражу стакана. Знаю этот музей, знал его глубокоуважаемого мной директора, знаю от него много об экспонатах, правдивых, а иногда просто красивых легенд о них. А также знаю, что никакие рассказы не заменят одного посещения этого музея.

    ОтветитьУдалить

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)