четверг, 13 сентября 2018 г.

С мира по капле: Магия кружевного фарфора

Добрый день, дорогие мои!

Сегодня здесь такая красота-а-а!
Знаете, я росла и взрослела в 60-70-е годы прошлого столетия. Если помните... кто помнит, тогда в СССР в моде был стиль ... эдакий модерн: стекло, бетон, металл. В квартирах у нас были строгие холодные линии мебели, книги и "стильная" чистота и простота. И мне это нравилось. Красивые коробочки и флакончики, резные зеркальца, костяные гребешки, статуэточки я не терпела, считала безвкусицей и мещанством:)) Бытие определяет сознание!:)
Прошло всего ничего - полвека - и всё поменялось! Любуюсь красотой! 

Поговорим о художниках-керамистах, причем, современных, подхвативших трехсотлетние фарфоровые традиции своих стран и выпускающих такие "ненужные", но такие прекрасные вещи. Речь пойдет об изумительном кружевном фарфоре и о современных статуэтках. Но сначала немного истории.
К середине XVIII века фарфоровый бум захватил Европу. Более сорока предприятий выпускали фарфоровые изделия. Почти половина из них размещались в Германии. Ассортимент выпускаемой продукции был широчайшим, стили разнообразнейшими, но мы в этой статье остановимся только на кружевном фарфоре, ведущем свою историю от рокальных скульптурок XVIII века, начало которой (истории) положил выдающийся художник своего времени и создатель рококо Антуан Ватто (французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо).
 
Самые ранние подобные статуэтки относят к началу XVIII века и к предприятиям расположенным в Саксонии и Тюрингии. Конечно, это Мейсенский фарфор, с его изумительной белизной и изяществом пластики. Мейсен (Meißen) - это самая первая фарфоровая мануфактура в Европе, основанная правителем Саксонии Августом Сильным в 1704 году, когда алхимик Иоган Бетгер, в попытках сотворить философский камень, создал твердый фарфор.
Это было не меньшим прорывом в химии, учитывая покров тайны над рецептурой фарфора и его баснословную стоимость. Вторым предприятием была Венская фарфоровая мануфактура, основанная четырнадцатью годами позже. 
Далее был Севр и другие предприятия Европы.
Все они имели свою специализацию, стиль и особенности, узнаваемые искусствоведами даже без обращения к клеймам. Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными, дошедшими до наших дней и сохранившимися в коллекциях были изделия Мейсенской мануфактуры (применительно к фигуркам его называют еще Дрезденский фарфор).
Не менее известны скульптуры мануфактуры Унтервайсбах (Unterweißbach), основанной в 1882 году в Тюрингии.
Очень известна фарфоровая скульптура мануфактуры в Зитцендорфе, основанная в 1760 году, которая сейчас носит название фарфоровый завод Фолькштедт (Volkstedt), и где с 1880 года Антуан Мюллер начинает производство "фирменного", известного на весь мир фарфорового кружева. Продукция предприятия пользуется необыкновенным спросом. Изящность скульптуры и кружевная идея не оставляет равнодушным никого. Кружевные статуэтки выпускались Мюллером вплоть до Второй мировой войны. Во время бомбежек предприятие было разрушено.
При создании "кружевных" статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой, а затем, еще влажными, прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300⁰С текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево затвердевает и остается на века.
фарфор
Необходимо также упомянуть итальянских производителей, работы которых, по мнению многих ценителей, превосходят немецкие и австрийские. Речь идет о мануфактуре Каподимонте (Capodimonte) в Неаполе. Мануфактура была основана в 1743 году по распоряжению короля Карла де Бурбона и его жены Марии Амалии Саксонии, как королевская мастерская для ремонта украшений королевы из мейсенского фарфора. Фабрика в таком виде просуществовала до 1759 года, после чего была закрыта и вновь открыта в 1771 году Фердинандом IV, сыном Карла и его наследником на престоле Неаполя.
Фарфор завода короля Фердинанда отмечен голубым логотипом в виде буквы "N", который сохраняется до сих пор. Фарфор, производимый в Неаполе имеет некоторые уникальные особенности, которые отличают его от Северо-Европейского фарфора. В южной Италии фарфоровая суспензия состоит из смеси полевого шпата и нескольких каолиновых глин из различных карьеров юга страны. 
В результате получается мягкое тесто молочного цвета, что делает фарфоровые статуэтки Каподимонте необыкновенно теплыми, а производство уникальным. После прихода в Италию Наполеона производство было опять прекращено и восстановлено позже, исключительно благодаря ремесленникам, много десятилетий проработавших на предприятии. Сейчас мануфактура Каподимонте поддерживается потомками Альфонсо Майелло, восстановившего фабрику в 1867 году.
Современные работы с "кружевным" фарфором продолжают мейсенские и неаполитанские традиции. В 1962 году в Ирландии Оскаром и Джоанной Саар было создано предприятие "Ирландский Дрезден" (Irish Dresden), которое специализируется на кружевной фарфоровой скульптуре. В работах этих мастеров отчетливо прослеживаются традиции завода Фолькштедт и Антуана Мюллера, что, впрочем, неудивительно, поскольку Джоанна Саар является родной племянницей Мюллера.
Именно она спасла старые мастер-формы своего дяди, восстановив завод после разрушений Второй мировой войны. У предприятия есть свой секрет рецептуры фарфоровой массы, позволяющий делать фигурки и кружево необыкновенно крепкими и белыми.
 
Многообразие форм и сюжетов, сложность кружевных одежд, сочетающиеся с необыкновенной нежностью цветов и изяществом скульптуры ставят "Ирландский Дрезден" в один ряд со старинными предприятиями и превращают их работы в настоящие произведения фарфорового искусства.
Не менее интересны работы современного итальянского предприятия Порцеллане Принчипе (Principe), созданного скульптором Лучиано Каццоло и художником Серджио Трафоретти в 1980 году. Порцеллане Принчипе объединили в своих работах красоту и нежность фарфора Каподимонте, трехсотлетние традиции его качества и венецианскую школу живописи.
Фарфоровые скульптуры предприятия являются воплощением более двух тысяч лет итальянского искусства, гармонию которого они несут в каждом движении фигуры, в каждой складке одежды, в каждом локоне.
Необыкновенный вкус, воспитанный венецианской школой живописи, потрясающее изящество форм, свойственное всей итальянской скульптуре, сочность цвета юга Италии — все это есть в фарфоровых статуэтках Принчипе. 

Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки из Германии предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц, в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. 
А специально подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми. За свою уникальность и необычность они высоко ценятся во всем мире. Мне не раз приходилось видеть удивление на лицах людей, когда они узнавали, что юбочка у прекрасной фарфоровой девушки отнюдь не из ткани.

Далее просто много фото!

 
 












Источник: http://www.art-ville.ru/workshop.htm, http://www.liveinternet.ru/users/liya_hofman/post121109356/

Ну, не могу же я весь интернет сюда затянуть!
Если заинтересовались? Посмотрите сами!:)))

5 комментариев:

  1. Ой, Танечка! Какая больная для меня тема! В 50-е у мамы на комоде тоже стояли статуэточки. Потом переехали на новую квартиру и не стало ни комода, ни стоявших там статуэток! Куда мама их дела? Очень жалею, так любила их рассматривать....У мамы была всего парочка красивых дам, а вот у её подруги побольше, стояли вперемешку со стадом слоников.Сейчас любуюсь только на сайтах антикваров....Дома осталась пара статуэток, но это уже советский фарфор, ничего общего с этой красотой не имеющий....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас ничего подобного не было - мама не любила. А вот у свекрови было много разного немецкого фарфора, даже карета, но кружевного не было. А вот кружевного пару девушек видела у свекрови сестры. Были платьица дам пыльные, серые - не понравилось. А теперь на картинки всю жизнь облизываюсь.

      Удалить
  2. А вот у меня все наоборот))) в детстве у бабушки любила разглядывать фарфоровую Снегурочку, каких-то ангелочков на часах, дома у родителей до сих пор стоит олимпийский мишка... Но пыль с них вытирать такое мучение! Так что я навытиралась на всю оставшуюся жизнь вперёд!)))) И теперь очень люблю комоды ящики, коробки для хранения - чтоб поменьше пыли))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у меня и статуэточки и коробочки)))

      Удалить

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)