11 марта 2019

Добрым людям на загляденье-2

Доброго дня, дорогие мои рукодельницы!

Сегодня вторая публикация о росписи по дереву в рубрике "С мира по капле" под общим названием "Добрым людям на загляденье", в которых бмы рассматриваем промыслы народов разных стран. Может быть, и вы подскажите, какие промыслы вы знаете, какие есть в вашем городе, селе, деревне. Здесь первая публикация серии.
Расписанные сувениры в прежние годы передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в мебельном производстве, производстве посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Говорим о разных видах росписи буквально в два касания. Но вы всегда сможете больше узнать о понравившемся вам виде её из разных источников, может быть, какие-то виды ее живут как раз в вашей родной местности. Расскажите об этом!

Онежская роспись

Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера
9d09433843-kukly-igrushki-kukla-v-kokoshnike-suvenir-n5348 (700x464, 404Kb)
Каргопольская роспись

Для каргопольских росписей характерен аналогичный цветочный рисунок, порой это букет из четырех красных роз в вазоне. Листья цветов имеют простую форму. В начале XX века на роспись прялок, как и на многие другие элементы народной культуры, оказала влияние городская культура и различные художественные стили, в том числе и стиль модерн. На каргопольских прялках этого времени часто встречается изображение цветов, произрастающих из вазона. Кроме этого встречаются на прялках и изображения животных и человека.
 
Тагильская роспись

Тагильская роспись появилась благодаря стараниям промышленника Демидова. В XVIII веке Демидовы основали школу художественной росписи по материалу, где преподавали лучшие в России художники. Тагильская роспись была основана на самобытном народном творчестве и первоначально называлась - горнозаводская, это необыкновенный подносный промысел. Мастерами становились крестьяне-самоучки. Основной прием тагильской росписи - маховое письмо двухцветным мазком. На кисточку набирается сразу две или даже три краски. С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы добавить объема, делается  оживка  и бликовка. Мастера использовали различные темы: пейзажи, животных, птиц, бытовые и мифологические сюжеты, но наибольшей популярностью пользовались цветы. Тагильская роспись - яркая, нарядная, фантазийная завоевала популярность во всем мире. Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере. Юмор, меткая выдумка, оригинальность сделали тагильскую роспись широко известной в пору расцвета в национальном искусстве декоративной живописи. 

Урало-сибирская роспись

Урало-сибирская роспись - один из наиболее ярких примеров народного промысла. Роспись эта зародилась в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Она нашла широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими. Роспись эта отличается в первую очередь по "двойной технике" наложения мазков. Множество дополнительных элементов, кроме основного, в композициях, разнообразная цветовая гамма - вторая примета росписи. Третья отличительная черта работы крестьянских самородков - свобода, импровизация в рисунке. В этом и заключается сложность техники: художник творит сразу набело, без подготовительных черновиков.
6 (700x700, 546Kb)

Уфтюгская роспись

В Архангельской области сохранились уникальные росписи интерьеров жилища. Росписью берестяных туесов, известных по всему Северу и распространяемых на различных ярмарках, в том числе и в Москве, занимались целыми семьями. Рисунок декоративных цветов - тюльпанов - напоминает старинные одежды. Прялки имеют сходный с туесами расписной декоративный мотив и графический рисунок, представляющий росток или стержень, который может вырастать из вазона, и идущий в центре лопасти, с плавными изгибающимися фантастическими листьями.

Мезенская или палащельская роспись

Мезенская или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - "земляная краска", охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основа пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.



Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами. В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки - исполняются черным или белым цветами, белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.
8XYggzCdhUc (604x403, 341Kb)

Бо́рецкая роспись

Бо́рецкая роспись существует с XVIII века. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.


Пермогорская роспись

Пермогорская роспись берет свое начало в Архангельском крае, а точнее происходит из Пермогорья – группы деревень Красноборского района под общим необычным названием Мокрая Едома. Известные мастера прославили пермогорскую роспись на весь мир - династия Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых - признанные мэтры в своем деле. Главными цветами, используемыми в данной технике рукоделия, выступают красный, а также зеленый и желтый. Иногда мастера используют и кобальтовый отттенок, а также немного золота. При этом в более ранних работах пермогорская роспись включала орнаменты, сделанные желтой охрой, насыщенно-бордовым и несколько приглушенным зеленым цветом.
2a80335f65b8 (700x639, 594Kb)

Пучужская роспись

Пучужская роспись - одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. Село Пучуга находится на реке Двина в 25 километрах от Борка. Пучужская роспись близка к борецкой, выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми капельками, иногда используется синий цвет. Основными мотивами композиции служат жанровые сцены катания на лошадях. В красную кудрявую листву мастера любили вплетать красных птиц.


Тоемская роспись


Тоемская роспись конца 19 - начала 20 века, так же как и пучужская, близка к борецкой. Центр художественного промысла - село Нижняя Тойма. Под именем Нижняя Тойма объединяется свыше десяти селений, расположенных у впадения речки Нижняя Тойма в Северную Двину. Здесь расписывали прялки, ценившиеся по всему северу России (XVIII - нач. XX вв.). Тоемские прялки расписывались либо по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону. Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки делится художником на три части, и в этом можно видеть близость мастеров-прялочников к иконописцам и желание мастера дать многоэтажное членение плоскости по принципу иконостаса.
Тоемская роспись

Шенкурская роспись

Шенкурская роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины. Впрочем, некоторые выдвигают версию о ее скандинавском происхождения. Есть еще версия, что основывалась она на поморских резных прялках, о чем говорит форма центрального цветка. По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей. Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темно-синий. Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.  


Пинежскую роспись

Пинежскую роспись, близкую к мезенской, можно было наблюдать в некоторых деревнях на Пинеге, притоке Северной Двины. В деревне Покшеньге два местных мастера - Михаил Андреевич Сумкин и Дмитрий Васильевич Чевиксин - в 1924-1925 годах сделали по заказу потребкооперации 180 расписных прялок, и шли эти прялки нарасхват. Что общего в мезенских и пинежских прялках?.. Одинаковая форма - размер, силуэт лопасти, характер зарубок и порезок, "главки". На пинежской прялке тот же ряд оленей, но заметно и отличие: пинежские мастера не столь непосредственны, больше вырисовывают, и оттого фигуры животных становятся суше, каллиграфичнее.

Источники: http://iamruss.ru/russian-folk-painting-and-crafts/, https://fishki.net/1923921-stili-russkoj-rospisi.html, https://schci.ru/palehskaya_rospis.html, http://mydocx.ru/8-2804.html, http://www.cultnord.ru/centry_severnoj_narodnoj_rospisi.html, http://www.cultnord.ru/centry_severnoj_narodnoj_rospisi.html, http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis, http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-09.htm,
 https://smittik.livejournal.com/79903.html, https://www.liveinternet.ru/, https://henddecor.ru/2011/07/05/tagil-skaya-rospis/, http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis.

Вы представляете, сколько всего красивого! И это только часть всех видов росписи по дереву! Как талантлив народ! Как стремится он к красоте! Это настоящее чудо!

2 комментария:

Пожалуйста, пишите! Мы рады общению с вами! Обратная связь окрыляет, как Red Bull:)