Зима. Декабрь. На площадях Москвы появились ёлки, дети в школе учат стихи и готовятся к празднику, полки магазинов завалены елочными игрушками. Каждый год хочется повесить на ветку своей елки красавицы новый шарик или бусы. Знаете ли вы, что стеклянные бусы на елку придумали в Подмосковье в Клинском районе и до сих пор именно там и производят на старейшей и самой крупной в России фабрике елочных украшений - ОАО «Ёлочка». Первые гирлянды из стекла в Клину сделали 130 лет назад. За это время технология производства почти не изменилась: каждое украшение уникально и делается вручную.
Почему же именно Клинская земля родина русских стеклянных елочных игрушек? Все просто, еще с XIX века в Клинском районе открыли богатые залежи кварцевого песка, основного сырья для производства стекла, и поэтому здесь стал развиваться стеклодувный промысел.
Стеклянная игрушка пришла из-за границы, из небольшого немецкого городка Лауша, где в 1848 году начали производство стеклянных шаров, которые заменили настоящие яблоки. Украшения для праздника в России закупали в Германии, и цена набора стеклянных шаров могла доходить до 200 рублей — около трех млн в пересчете на современные деньги. Тогда за эти деньги можно было купить дом в Петербурге.
Производство елочных игрушек в России началось в 1849 году, когда в имении адмирала князя Александр Сергеевич Меньшикова, правнука сподвижника Петра I – Александра Даниловича Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, медицинских склянок, банок и шприцев под руководством учёного Алексея Егорова. На продажу посуду возили на лошадях, ведь Клин тогда был городом ямщиков. В 1852 году строят «чугунку» - железную дорогу соединившую Москву и Санкт-Петербург и ямщикам пришлось менять профессию.
Отмена крепостного права в 1861 году способствует развитию кустарного производства и зарождению пустяшного промысла. Стеклодувы на заводе Меньшикова закупали стеклянные трубки – дроты и уже на дому изготавливали бусы и пуговицы – приятные пустячки, поэтому и промысел прозвали пустяшным. Бусинки тогда были неровные, тяжелые и больше напоминали мелкую гальку, зато бусы получались прочными и при падении не бились, часто и промысел называли камушный.
Производство совершенствовалось и бусы стали изготавливать при помощи форм. Сначала формы были деревянные, но они быстро выгорали и им на смену пришли металлические. Уже в 1896 году стеклянные бусы как украшение для рождественских елок были представлены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С тех пор и пошла слава клинских елочных игрушек.
Производство совершенствовалось и бусы стали изготавливать при помощи форм. Сначала формы были деревянные, но они быстро выгорали и им на смену пришли металлические. Уже в 1896 году стеклянные бусы как украшение для рождественских елок были представлены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С тех пор и пошла слава клинских елочных игрушек.
Для работы стеклодуву нужна была керосиновая горелка, соединенная кожаной трубкой с мехами. На современном производстве стеклодувы работают на газовых горелках. В принципе процесс производства елочных игрушек незамысловатый.
Первый цех – стеклодувный - тут рождается форма игрушки. Мастер берет стеклянную трубку и нагревает в пламени горелки. Стекло плохо проводит тепло и поэтому необходима очень высокая температура, чтобы его расплавить. Как только стекло стало пластичным мастер просто дует в трубку и получается шарик.
На заводе изготавливают и формовую игрушку. Для придания определенной формы разогретую стеклянную трубку помещают в разъемную форму и дуют. Разогретое стекло принимает необходимую форму. Ежедневно каждый стеклодув "Елочки" выдувает по несколько сотен игрушек. И хотя размер определяют на глаз, погрешность — всего пара миллиметров.
Работа стеклодува считается вредной и на пенсию они уходят в 45 лет, правда частенько сотрудники остаются работать и дольше. На стеклодува не учат ни в одном учебном заведении, поэтому «Ёлочка» своих мастеров растит сама. Навыки передаются от поколения к поколению, от матери к дочери — ведь работают на "Елочке" в основном женщины. Большинство мастериц — стеклодувы потомственные.
Традиции Клинского стекольного мастерства хранят целые династии — Владимировы, Дворниковы, Кашаевы, Крупенниковы, Кульковы, Назаровы, Шагановы. А всего на производстве, которое с 1994 года носит ко многому обязывающее звание "Предприятие народных художественных промыслов России", трудится 250 человек. Все — настоящие мастера стиля, с неповторимым авторским почерком".
После стеклодувного цеха все изделия получаются прозрачными. Для придания им блеска заготовки направляют в цех металлизации. Здесь в вакуумных установках проводится конденсация в поле тлеющего разряда. На специальных подставках устанавливают изделия, на тонкие проволоки–испарители навешиваются кусочки алюминиевой фольги и всё загружается в установку.
Когда вакуум достигает третьей степени, на испарители подается электрический ток и алюминий плавится, а так как там вакуум он испаряется. Получается подобие алюминиевого тумана, который при соприкосновении с холодной поверхностью шарика конденсируется. Процесс очень быстрый, буквально доли секунды.
После металлизации игрушки поступают в цех окраски, затем в цех росписи. Чаще всего их просто окунают вручную в бак с краской, а потом сушат в специальном аппарате. Затем каждую игрушку раскрашивают вручную. Поэтому все до единой — уникальны. Одно неловкое движение кистью — и вот уже Снегурочка не улыбается, а грустит. Работа кропотливая, почти ювелирная.
Мастера пользуются не только красками, но и специальными блестящими лаками. Одни придают новогодним шарам особый бархатный блеск, другие — сияние. Есть и такие, что, высыхая, начинают кристаллизовываться — и на поверхности игрушки появляются чудесные узоры, похожие на те, что рисует мороз на окнах. Здесь же на елочные украшения наносят блестки, наклеивают банты и ленточки. Остается прикрепить специальный металлический держатель с петелькой для нитки — и елочная игрушка готова.
Последняя комната перед попаданием игрушек на склад – это упаковочный цех. Именно здесь изделия лишаются стеклянных усов, за которые их держали на протяжении всего процесса производства. На места отрезания усов надевают колпачки или прищепки. После этого сотрудники с миллисекундной быстротой помещают каждую игрушку в картонную коробочку – именно в таком виде вы и увидите их на прилавках магазинов.
На сегодняшний день на фабрике «Ёлочка» производят игрушки, выполненные в технике свободного выдувания, формовые и монтажные. Монтажные игрушки были знакомы ещё советским детям. Это игрушки, смонтированные из бусинок и стекляруса при помощи проволоки. Завод единственный в России до сих пор производит стеклянные елочные бусы.
История в стекле
Чтобы никому не казалось, что сделать украшение из стекла не так уж и сложно, фабрика создала выставочный комплекс "Клинское подворье", в котором наглядно убеждаешься: изготовление елочных игрушек — никакое не ремесло, а настоящее искусство. Есть в комплексе и Музей елочной игрушки.
Туристы приезжают круглый год, а в новогодние праздники здесь выстраиваются очереди. Только в прошлом году музей посетили 60 тыс. человек. Дети в восторге от сказочной атмосферы, а родители в ностальгии — ведь среди тысяч игрушек обязательно найдется та единственная, любимая, из детства.
В музее елочных игрушек — 12 залов, где можно узнать все о зарождении и развитии стекольного промысла на клинской земле. В музее елочных игрушек — 12 залов, где можно узнать все о зарождении и развитии стекольного промысла на клинской земле. Здесь собрано более трех тысяч игрушек, сделанных мастерами в разные годы. Самой старой фигурке, Снегурочке, пошел второй век.
В "Клинском подворье" можно не только увидеть все эти шедевры, но и понаблюдать за работой мастеров-стеклодувов. Есть здесь елки из разных стран мира, новогодние ели времен СССР в тщательно воссозданном советском интерьере. Устраиваются и мастер-классы по росписи новогодней игрушки.
Я мечтала работать на стеклодувном заводе, но в Перми таких нет! Работа у мастеров сложная, но просто сказочная!
ОтветитьУдалитьНаташ, я тоже работой стеклодувов восхищаюсь! Действительно ,сказочно и фантастично!
УдалитьУ меня есть несколько таких новогодних игрушек. Правда, они из "новодела", а вот старые уже как-то сами по себе рассыпались.
ОтветитьУдалитьОстались несколько фигурок, которым почти 60 лет, вот всё думаю, в какую бы коллекцию их пристроить, пока совсем у меня не потерялись...
Что значит "пристроить"? Если показать и зафиксировать фото, то у нас есть галерея:
Удалитьhttps://solnce-v-vode.blogspot.com/2017/12/novogodnij-marafon-v-pylnoj-bolshoj-korobke-zabytye-nami-igrushki.html
Можно в комментариях ссылку оставить, если не получится в галерею, я тогда добавлю.
А если физически куда-то, то в музей игрушки.))
Невероятно, я была уверена, что стеклодувами обычно мужчины работают. Очень интересно и много нового узнала, спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень хорошо! Спасибо!
Удалить